Nedva.ru
Английский язык Методика Об авторе Конференция Контакты Ссылки
 
Предисловие
Введение
Строение языка
Составные части
языка
Основные навыки
владения языком
Список литературы
 
 
 
Вы
1002629-ый
посетитель
сайта.

СТРОЕНИЕ ЯЗЫКА

   Для проверки некоторых своих моделей и идей я пишу программы на язык программирования Eiffel (чистый объектно-ориентированный язык) или Perl. Изучая программирование, я изучаю новый язык, новый мир с его законами, и к нему применимы в той же мере, те же самые методы, что используются при обучении живым языкам. Сам процесс обучения очень полезный опыт, который не может заменить ничто. По моему мнению, всем специалистам, серьезно желающим чего-либо достичь в любой области знаний, необходимо уметь программировать.

   Давайте поговорим о том, о чем часто все говорят, о слухах и бытующих мнениях. Да, вы знаете, что часто говорят? Вот, например, я постоянно слышу, что для того, чтобы хорошо знать английский язык, надо бы пожить в Америке или в Англии годик, или лучше пару, и тогда будете в совершенстве владеть английским. Но я видел и тестировал многих людей, которые жили за границей не годик, а несколько лет и все равно плохо знали язык (хотя они там и учились в колледже или работали в фирме). В чем же дело, спросите вы? Дело в том, что изучать язык требуется по определенным правилам и используя совершенно однозначные схемы, функции и методы, и тогда будут более-менее предсказуемые результаты за достаточно короткий срок. А когда вы живете в стране языка и пытаетесь погрузиться в языковую среду, то это напоминает метод, очень похожий на процесс в душевой, когда на вас выливаются массы информации, но отделить или различить отдельные слова (капли) вы не успеваете и не можете. И поэтому, пока вы не начнете всем свои существом чувствовать, что это теплая вода или холодная, или она не свежая, вы не сможете понять даже первый уровень смысла простых фраз обиходной речи обывателя. Не говоря уже о нескольких уровнях смыслов и их безграничной глубине, закладываемых многими писателями, яркими представителями которых в литературе на английском языке являются Lewis Carrol и Vladimir Nabokov, J. R. R. Tolkien, а апофеозом явились James Joyce ('Ulysses', 'Finnegans Wake') и Sri Aurobindo ('The Life Divine', 'Savitri'). James Joyce изысканно-аристократический писатель, пишущий высоко интеллектуальные, можно даже сказать элитарные произведения, пользуется огромным количеством лексических заимствований английским из других языков (более чем из 60), и особенно функциями словообразования, его произведения ценны теми многочисленными операциями, которые он проделывает с языком. James Joyce играет с языком, он его наращивает и скручивает, меняет местами несменяемые части, ему важна сама эта игра, а смысл для него вторичен, хотя в его особенно поздних произведениях имеется огромное количество вложенных смыслов. Sri Aurobindo - великий йог, психолог, философ и достигший, владея английским языком не хуже, чем James Joyce, постоянно апеллирует к глубинным смыслам, и хочет, чтобы читатель как можно глубже понял именно смысл того явления или концепции, которую он излагает.

   Если бы провели комплексное изучение произведений всех писавших на английском языке со времен Чосера или гениального Шекспира до нашего времени на предмет владения языком, то, по моему мнению, Шекспир, James Joyce и Sri Aurobindo получили бы высшие баллы, а по безграничной глубине смыслов и их взаимопересечений Sri Aurobindo пока не имеет равных, и, видимо, даже не только среди англоязычных, но и среди произведений на других языках. Поэтому, как и большая часть поэзии, некоторые произведения в стиле прозы не могут быть пока переведены на другие языки. Я советую всем, прочитать хотя бы часть текстов: 'Finnegans Wake' или 'Savitri' и попытаться понять безграничные языковые возможности вложенные в текст рукой мастера хотя и оформленные с помощью английских слов и грамматики. Это очень сложно, и есть к чему стремиться. Очень полезно изучающим английский язык почитать В. Шекспира, У. Блейка, конечно, со словарем, ведь 'главное, понять смысл правильно, а сколько на это расшифровывание уйдет времени, это не важно'. Это очень древнее изречение. Неизвестно, где оно родилось и кто его произнес первым, но смысл его в том, что если вы хотите что-либо освоить очень хорошо в своей жизни, то вы должны забыть о времени, расходуемом на процесс обучения (но это не значит, что не надо использовать лучший метод обучения и лучшие учебные пособия).

 

Интерес к предмету

   Если написать формулу, по которой подсчитывать успехи в обучении, то одним из главных коэффициентов в ней, конечно же, будет величина интереса к этому предмету, желание его изучать. Интерес к учебе вообще прививается при правильном воспитании с раннего детства в семье. У взрослых интерес чаще подменяется жесткой необходимостью требований жизни, это нечто другое. Хороший преподаватель может и должен взращивать интерес к предмету, для этого он должен быть хорошим практическим психологом, а не сухим теоретиком, прочитавшим сотни книг и имеющим диплом психфака. Но если ребенок или взрослый не хотят серьезно учиться, его не обучит ни один самый гениальный преподаватель. Это должны понять папы и мамы, так что старайтесь в первую очередь разными доступными вам способами пробудить действительный и сильный интерес к предмету у вашего ребенка, чем заставлять его учиться лучше. Дорогие папы и мамы, только не требуйте от преподавателей, чтобы они вели уроки с вашими чадами весело и интересно: если у детей нет интереса до начала обучения, то им всегда будет все казаться неинтересным, и не таким, как им бы хотелось. Со своей стороны, взрослые даже при жесткой необходимости не всегда могут серьёзно включится в учебный процесс, часто подсознательно сопротивляясь, не вкладывая достаточную часть своего времени и усилий в учебу, и это сразу видно. Поэтому учеников в группах надо делить прежде всего не по уровню уже имеющихся знаний, а по силе и величине интереса к предмету обучения.

 

Как сейчас учат

   Как же протекает процесс обучения сейчас? Рассмотрим типичную ситуацию, сложившуюся в нашей системе образования. Обычно на одного преподавателя в классе (и в обычной школе, и в спецшколе, на курсах иностранного языка в ВУЗе и т. д.) приходится не менее 10 - 30 учеников. Поэтому время общении с педагогом, приходящееся на одного ученика, составляет от 4-5 минут до 1.5 минуты, что не позволяет говорить о какой-либо эффективности обучения и о его качестве. Причем, все ученики вынуждены слушать и подсознательно запоминать ошибки других учеников во время урока. Также способности и возможности по обучению всех учеников сильно отличаются, а преподают всем одно и то же и с одинаковым темпом прохождения тем, что является совершенно неправильным на наш взгляд, т. к. не учитываются индивидуальные характеристики учеников. И выхода из сложившейся ситуации при существующем способе обучения вроде бы нет.

 

Как мы предлагаем учиться

   Началось новое тысячелетие, и что в нем будет нового, так это прежде всего ускоренная динамика всех психологических и социальных процессов. Это порождает новые критерии, по которым оценивается человек, от которого будут требоваться часто те навыки и знания, которым его не обучали. Поэтому умение учиться, и учиться быстро и качественно, будет востребовано в новом веке с большей вероятностью, чем теперь. Образование и самообразование превратятся в постоянный и необходимый процесс, присущий каждому специалисту. Нужно научиться беречь своё время и расходовать его эффективно на всё, и на процесс обучения тем более, т. к. современный человек тратит не менее 15 лет своей жизни на обучение. Что же может сделать человек за одну минуту? Он может сказать 80 - 140 слов, прочесть 250 слов, а написать ручкой только лишь 15 - 20 слов в минуту (человек, умеющий печатать на компьютере 'в слепую' развивает в среднем скорость 200 знаков в минуту, что не сильно быстрее чем ручное письмо)! Вспомните, ведь почти большая часть домашних заданий, при обучении в школе и в институте подразумевает выполнение письменных работ! Другие методы закрепления знаний и их тестирований, пока занимают во всех учебных заведениях менее 5% общего времени обучения. В повышении скорости получения знаний и их тестирования (письменные задания как раз в основном и подразумевают тестирование полученных знаний) кроется огромный резерв экономии времени на обучение. Если организовать процесс получения знаний, его обработки и тестирования на более качественном уровне (что значит и существенно быстрее), то сроки обучения в школе и в вузе можно будет сократить как минимум вдвое. Как же повысить скорость обучения, не уменьшая его качество (а лучше и повысив его)? Сразу напрашивается такое простое решение. Необходимо использовать такую технологию обучения, где пришлось бы как можно меньше писать используя ручное письмо. Это можно реализовать с использованием обучающих и тестирующих компьютерных комплексов.

   НАУЧНОЕ СРАВНЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА И МАШИНЫ

   Человек превосходит машину:

   1) в обнаружении слабых звуковых и световых сигналов;

   2) в восприятии, интерпретации, организации сигнальных об- разов различных модальностей;

   3) в осуществлении гибких операций управления;

   4) в хранении большого количества информации в течение длительного времени и в использовании нужной информации в нужный момент;

   5) в образовании индуктивных умозаключений;

   6) в изменении показателей в результате обучения;

   7) в формировании понятий и выработке методов.

   Машина превосходит человека:

   1) быстротой ответа на сигнал;

   2) выполнением повторных стереотипных действий;

   3) хранением информации в сжатой форме и полным освобождением от ненужной информации;

   4) скоростью расчетов;

   5) способностью выполнять одновременно несколько различных функций.

   Можно сравнить человека и машину по одной одинаковой функции, например: скорость передачи информации, надежность, основные параметры, физические характеристики.

   Приведем это последнее сравнение для наглядности в развернутом виде.

   Можно показать, что машина превосходит человека:

   1) по целому ряду физических характеристик (для чего она, собственно, и создается);

   2) по надежности работы при выполнении повторных действий;

   3) машина мало подвержена нарушающему воздействию некоторых субъективных качеств человека;

   4) машина остается во всех ситуациях нечувствительной к среде и ее колебаниям (не воспринимает опасность, функциональную значимость, смысл сигнала и т. д.);

   5) может передавать информацию по каналу, который характеризуется нужной пропускной способностью, и т. д.

   Человек превосходит машину:

   1) по способности фильтровать шум при предъявлении случайных данных;

   2) по способности создавать определенные структуры даже в том случае, когда предъявляется материал, заведомо не структурированный (эта способность в ряде задач приобретает решающее значение);

   3) способностью к корреляционной памяти;

   4) наличием способности качественной переработки информации;

   5) в ориентировке на события с низкой вероятностью появления;

   6) повышенной надежностью работы при неожиданных ситуациях;

   7) способностью компенсировать недостатки системы, ее технических компонентов и т. д.

   Конечно, и эта сравнительная характеристика не исчерпывающа.

   Методика и пособия, которые разработаны нашей группой, позволяют полностью изменить существующую ситуацию. Мы предлагаем чтобы каждый ученик получал 100% времени индивидуального объяснения, 100% времени опроса пройденного материала, 100% времени, полностью затраченного на тему урока, 100% времени, используемого для своего развития! Чем же обеспечивается все это? Принципиально другим подходом к обучению. Специально разработанными учебными пособиями. Уникальным обучающим программным обеспечением. Уникальным тестирующим программным обеспечением. Ведь общеизвестно, что имеется устойчивая тенденция в удешевлении компьютеров со временем, поэтому обеспечить каждого ученика компьютером - задача, вполне решаемая со временем даже для сельских школ. Авторы данной методики пытались учесть печальный опыт предыдущих разработчиков и попытались иначе взглянуть на эту сложную проблему, касающуюся систем обучения с использованием компьютеров. Судя по тестовым результатам, эффективность реализованного и проверенного на нескольких сотнях учеников нового подхода в 3-5 раз выше (с точки зрения сокращения сроков обучения и улучшения его качества), чем старых методов обучения (без использования компьютеров или с использованием 'доморощенных' программ), до сих пор используемого в большинстве учебных заведений.

   Рассмотрим теперь следующие категории языка:

<<<     >>>